Состав гостей, собравшихся в Третьяковской галерее (на Крымском валу) на вернисаж, приуроченный к шестидесятилетию скульптора Юрия Чернова, как нельзя точно характеризовал личность виновника торжества. «Официальная» часть публики (бывшие и нынешние чиновники Министерства культуры, секретари Союза художников, люди из правительства и т. д.) свидетельствовала о высоких званиях юбиляра и его заслугах перед Отечеством – как-никак народный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств, секретарь Союза художников по секции скульптуры, автор многочисленных памятников и монументов (в частности, на Поклонной горе). Обилие же представителей богемы, то и дело чокавшихся и обнимавшихся с «Юркой», лишний раз убеждало, что хозяин застолья – «свой парень», особенно по части эпикурейства. И погулять от души не прочь, и дружить умеет, и обаянием не обделен.
Действительно, Юрия Чернова любят и обожают еще с шестидесятых, когда он вместе со своими сверстниками и единомышленниками буквально взорвал мертвечину и казенщину тогдашнего художественного официоза. Он не принадлежал к числу радикальных «авангардистов» и «нонконформистов». Он был и остается строгим реалистом (правда, с неизменным романтическим «уклоном»). И хотя он начинал с сугубо «производственной» тематики, уже в первых его скульптурных композициях рабочие выглядели не тщательно «отлакированными» жизнерадостными манекенами, а утомленными нелегким трудом и обремененными повседневными заботами людьми с улицы. Недаром стиль, одним из «классиков» которого считается Юрий Чернов, вошел в учебники по искусствоведению под названием «суровый».
Экспонаты для юбилейной выставки предоставила Третьяковская галерея, не прекращающая приобретать работы скульптора, начиная с его первых шагов в искусстве. Сегодня в ГТГ собрано более сорока произведений г-на Чернова. Выступивший на банкете начальник управления кадров МВД России Игорь Остапкин тепло поблагодарил художника за создание памятника сотрудникам МВД, погибшим при выполнении служебного долга (он установлен на Трубной площади), а также за его помощь в возрождении Студии художников МВД России имени Верещагина. Юбиляру, по милицейской традиции, были вручены именные часы.
«Бойцы»-шестидесятники наперебой вспоминали прожитые годы. Кто-то пошутил по поводу того, как в годы застоя распределялись госзаказы на бюсты выдающихся людей. Трижды и четырежды Героев Соцтруда лепил Лев Кербель, дважды Героев – Юрий Чернов, а уж просто Герои оставались на долю Владимира Цигаля и всех прочих.
«Гвоздем» экспозиции стал проект памятника Шолом-Алейхему, который в ближайшие месяцы будет установлен в Москве возле синагоги на Большой Бронной. В беседе с обозревателем «М-Э» г-н Чернов сказал, что его давно волновал образ великого писателя, соединившего в своем творчестве еврейскую, американскую и русскую культуры. В течение трех лет он работал над проектом памятника, который выставил в одной из московских галерей, и начал обращаться к спонсорам из разных городов Америки и Израиля за поддержкой в осуществлении замысла. К безмерному удивлению автора, его призыв оставил равнодушным всех, кто по идее должен был с благодарностью принять подарок. Ни в Израиле, ни в США энтузиастов не нашлось. В один прекрасный день галерею посетил мэр Москвы Юрий Лужков. Осмотрев проект, он сказал, что незачем терять время и искать богатых дядей в заморских краях, их и в Москве с избытком. Вскоре решение о сооружении памятника было принято на уровне столичного правительства.
«Мегаполис-Экспресс» №34 от 30 августа 1995 года