Чернов увековечил Шолом-Алейхема

Состав гостей, собравших­ся в Третьяковской гале­рее (на Крымском валу) на вернисаж, приуроченный к шестидесятилетию скульптора Юрия Чернова, как нельзя точно характеризовал личность винов­ника торжества. «Официальная» часть публики (бывшие и нынеш­ние чиновники Министерства культуры, секретари Союза ху­дожников, люди из правительст­ва и т. д.) свидетельствовала о высоких званиях юбиляра и его заслугах перед Отечеством – как-никак народный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств, секретарь Союза художников по секции скульптуры, автор мно­гочисленных памятников и мо­нументов (в частности, на Пок­лонной горе). Обилие же пред­ставителей богемы, то и дело чокавшихся и обнимавшихся с «Юркой», лишний раз убеждало, что хозяин застолья – «свой парень», особенно по части эпи­курейства. И погулять от души не прочь, и дружить умеет, и обаянием не обделен.

Действительно, Юрия Черно­ва любят и обожают еще с шес­тидесятых, когда он вместе со своими сверстниками и едино­мышленниками буквально взор­вал мертвечину и казенщину тогдашнего художественного официоза. Он не принадлежал к числу радикальных «авангардис­тов» и «нонконформистов». Он был и остается строгим реалис­том (правда, с неизменным ро­мантическим «уклоном»). И хотя он начинал с сугубо «производ­ственной» тематики, уже в пер­вых его скульптурных компози­циях рабочие выглядели не тща­тельно «отлакированными» жиз­нерадостными манекенами, а утомленными нелегким трудом и обремененными повседневными заботами людьми с улицы. Не­даром стиль, одним из «класси­ков» которого считается Юрий Чернов, вошел в учебники по искусствоведению под названи­ем «суровый».

Экспонаты для юбилейной выставки предоставила Треть­яковская галерея, не прекраща­ющая приобретать работы скуль­птора, начиная с его первых шагов в искусстве. Сегодня в ГТГ собрано более сорока произве­дений г-на Чернова. Выступив­ший на банкете начальник управления кадров МВД России Игорь Остапкин тепло поблаго­дарил художника за создание памятника сотрудникам МВД, погибшим при выполнении слу­жебного долга (он установлен на Трубной площади), а также за его помощь в возрождении Сту­дии художников МВД России имени Верещагина. Юбиляру, по милицейской традиции, были вручены именные часы.

«Бойцы»-шестидесятники наперебой вспоминали прожи­тые годы. Кто-то пошутил по поводу того, как в годы застоя распределялись госзаказы на бюсты выдающихся людей. Трижды и четырежды Героев Соцтруда лепил Лев Кербель, дважды Героев – Юрий Чернов, а уж просто Герои оставались на долю Владимира Цигаля и всех прочих.

«Гвоздем» экспозиции стал проект памятника Шолом-Алейхему, который в ближайшие ме­сяцы будет установлен в Москве возле синагоги на Большой Бронной. В беседе с обозрева­телем «М-Э» г-н Чернов сказал, что его давно волновал образ великого писателя, соединивше­го в своем творчестве еврейс­кую, американскую и русскую культуры. В течение трех лет он работал над проектом памятни­ка, который выставил в одной из московских галерей, и начал обращаться к спонсорам из раз­ных городов Америки и Израиля за поддержкой в осуществлении замысла. К безмерному удивле­нию автора, его призыв оставил равнодушным всех, кто по идее должен был с благодарностью принять подарок. Ни в Израиле, ни в США энтузиастов не на­шлось. В один прекрасный день галерею посетил мэр Москвы Юрий Лужков. Осмотрев проект, он сказал, что незачем терять время и искать богатых дядей в заморских краях, их и в Москве с избытком. Вскоре решение о сооружении памятника было принято на уровне столичного правительства.

 «Мегаполис-Экспресс» №34 от 30 августа 1995 года

 

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: