Хотите небольшую разъяснительную беседу о ситуации в современном искусстве. Правильнее сказать о ситуации с современным искусством.
Меня с недавних пор достали бесконечные жалобы художников на то, что, мол, «прекратили покупать». Причем сетуют мастера кисти еще буквально вчера вполне успешные и процветающие в коммерческом отношении.
Сочувствую, но, видимо, мало кто знает о глобальном перевороте, который совсем недавно произошел в ситуации с современным искусством. Поэтому и все недоумения со стороны авторов. Знали бы – не недоумевали.
Итак, я срываю покров с великой тайны. Понятно, что для кого тайны, а для кого – уже давно известной аксиомы.
Итак, чтобы начать продаваться не за две тысячи рублей, а как минимум за два миллиона евро и выше, то необходимо соблюсти некоторые правила.
Смотрите. Поскольку художников стало слишком много и в качестве их творений стало вообще невозможно разбираться, то кураторы мирового искусства решили поставить что-то вроде фильтра, который призван отделять якобы «значительное» от более мелкотравчатого.
Самой гениальной находкой стал лозунг «Превратим современное искусство в науку».
Тем самым они объявили, что эра сидящих по подвалам бородатых художников-интуитивистов закончилась. Отныне никакой интуиции, «вдохновения» и «озарения». Только наука как включение мозгов.
Одновременно и мгновенно полностью обесценивается огромный период в истории русского искусства – с конца двадцатых и до начала сегодняшней эпохи. Я думаю, что лет семьдесят пошло насмарку. Золотой век авангарда, естественно, сохраняется – поскольку научно более чем обоснован.
Каждое произведение искусства объявляется научным трудом. Плевать на художественное качество. Во внимание принимается исключительно научная ценность произведения.
Что требуется. Внимание. Перечисляем пять требований к художнику, который сегодня претендует на коммерческий и прочий успех. При несоблюдении хотя бы одного – произведение даже не принимается к рассмотрению на коммерческое использование.
1. Написать не менее пятисот холстов не меньше, чем два на два метра. Чем больше – тем активнее приветствуется и оценивается
2. Параллельно снабдить каждый холст подробным научным искусствоведческим комментарием, написанным лично автором холста – как минимум тысяч двадцать пять знаков. Комментарий обязательно должен быть одобрен авторитетным искусствоведом с мировым именем.
3. В содержание холстов вставлять как прямые (художественные) цитаты, так и реминисценции из как минимум двух-трех великих предшественников. Пункт безумно важный, поскольку тем самым автор подтверждает свою «ученость», уровень кругозора и доказывает встроенность в ряд великих из великих.
4. Обязательно окончить самое высшее из британских художественных учебных заведений. Тут вообще не обсуждается. Читайте дословно – так как написано. Именно высшее учебное заведение Британии. Само собой получить как минимум PhD и, конечно, профессора.
5. Обязательно остаться преподавать в заведении, которое окончил – пропагандируя и развивая до объема научных диссертаций и исследований свои бывшие комментарии к своим живописным опытам.
Вот и все. Хотите получать миллионы – примите к сведению как руководство к действию. Не хотите – живите прежней жизнью.
Еще раз обращаю внимание, что с точки зрения бывших традиционных критериев при соблюдении перечисленных требований качество произведения перестает иметь какое бы то ни было значение. Фильтр есть фильтр.
Не спешите осуждать. Просто наступило новое время. А если новое время, то неизбежно и новое искусство. В котором неопрятным живописцам из совковых подвалов, творящим как Бог на душу положит – в зависимости от количества выпитых бутылок – отныне вообще нет места. На смену художнику-разгильдяю пришел ученый-исследователь – как минимум инженер-конструктор холстов, красок и кистей.
Вдумайтесь в сказанное. Аминь.
P.S. Если честно, то я адресую свое послание художникам, своим собратьям по любви к искусству, которые не соответствуют всем пяти изложенным требованиям, но тем не менее они попали в лапы неких дельцов от искусства, которые им обещают золотые горы. Поймите, друзья, братья и сестры, что только если вы прошли вышеописанный тернистый и трудный путь, только тогда у вас появляется шанс. А если не прошли, то шансов – ноль. Что бы вам ни сулили. Поэтому прежде чем поддаваться на всяческие посулы и обещания, подумайте Бога ради. Не тратьте понапрасну деньги, время и свою творческую энергию.