Культура – не храм, а мастерская. И человек в ней работник. Так называемое «культурное наследие» ценно тем, что в руках реального национального лидера оно превращается в материал, из которого при желании можно построить светлое будущее. В идеале культура в своей основе – анонимна и «ничейна». И любой творец вправе использовать наследие предыдущих поколений по своему усмотрению. «Имя» автора не значит ровным счетом ничего.
В свое время Игорь Сергеевич Холин предложил более чем актуальную идею. Холин вообще не особенно жаловал мировое культурное наследие. Относился к нему иронически – как оно того заслуживает. Мы как-то сидели в одном из модных андеграундных салонов (дело происходило в самый что ни есть апогей развитого социализма), и ему пришла в голову мысль издавать популярные классические романы под фамилиями современных авторов. Мол, человек заходит в книжный магазин и видит толстый том «Анны Карениной». А наверху напечатано: Игорь Холин. По-моему, гениально и как никогда актуально. Тем самым мы сбиваем спесь с так называемых «ценителей», а заодно очищаем от хрестоматийного глянца необратимо устаревающих классиков.
•
Это раздается в Бухенвальде – либеральный стон, либеральный стон.
•
Революция – как приведение. Она то исчезает, то появляется.