То, что пишут об установленной в Москве урсофишеровской скульптуре, вызывает больше чем оторопь. Композиция стала потрясающим индикатором современного состояния умов. Практически каждый, кто решил о ней высказаться, увидел в ней исключительно кучу фекалий. Исключения настолько редки, что их как бы и нет. Налицо полнейшее единодушие в походе к искусству.
Трагично, но факт. Сегодняшний потребитель искусства обладает ярко выраженным фекалиецентристским мироощущением. Не богоцентристским (что было бы идеально), не космоцентристским (что тоже неплохо), не человекоцентристским (что, конечно, тоже в конце концов простительно), а именно говноцентристским взглядом на окружающую действительность. Что еще нужно для доказательства полнейшей деградации, одичания и оскотинивания?
Тенденция началась, пожалуй, со времен хрущевской оттепели – когда среди внезапно раскрепостившейся и осмелевшей советской интеллигенции стали появляться особо радикальные ценители, которые при виде любого произведения в стиле соцреализма выносили свой безжалостный и категоричный приговор: «Говно!» С другой стороны, из официального лагеря бурным потоком хлестала аналогичная реакция уже на произведения искусства неофициального – формалистского, как его называли, и буржуазного. Говно – и точка.
Постепенно оба потока слились воедино, и в девственных мозгах среднестатистического обывателя с говном стало ассоциироваться все искусство. Господи, и таких Бог знает из каких только щелей откуда ни возьмись повылезали бесчисленные образованцы с кашей вместо мозгов. Подаренную свободу они восприняли как возможность оплевывать все на свете – и официальное искусство, и только что возникший нонконформизм, и классику, и европейский модернизм. Для них все на свете вдруг стало говном – кроме них самих, разумеется.
Шло время. Жизнь многое расставила по местам. Культурное сообщество, казалось бы, в конце концов сформировало свою иерархию эстетических ценностей. Но музыка играла недолго. С начала 21-го века начавшееся триумфальное шествие прагматизма и постмодернизма смело на своем пути едва возникшую хрупкую конструкцию. Вавилонская башня рухнула и погребла под своими руинами последние остатки эволюции. Мышление опустилось до фекального уровня. Точкой отсчета стала куча говна, с которой стали сравнивать все что попадается на глаза.
Сколько восторга испытывает современный интеллектуал, когда видит что-то бесформенное, хаотичное, пребывающее в процессе творения. Он мгновенно впадает в экстаз и начинает исступленно вопить: «Смотрите, вон еще кучу навалили! Куда смотрят дворники и власть! Уберите немедленно!» Фрейдизм в чистом виде. Диктатура павловских собачек.
Некоторые особо продвинутые, дабы показать свою «вченость», начинают причитать: «Старо! Отстой! Опоздали лет на тридцать! Такое говно мы уже видели! Оно протухло! Покажите нам говно посвежее!» Словом, сплошная печалька, как говорит Пахом.
Я умоляю и заклинаю власти Москвы. Бога ради, не убирайте ваше хоть и далеко не шедевральное, но в любом случае нравоучительное творение, символизирующее созидание чего-то из ничего – некой формы из потенциальной субстанции. Пусть шедевр швейцарского маэстро всегда будет служить раздражителем и вечным укором для московских дебилов и быдла, которые выдают себя за знатоков искусства и одновременно не желают учить матчасть – то есть приобщаться к азам философии и метафизики, запечатленных в пластике.