28 сентября

Таруса – одна из четырех столиц Серебряного века. Москва, Питер, Таруса и Коктебель. В России много сакральных мест, которые можно посетить, чтобы приобщиться к прекрасному, но Таруса, пожалуй, самая неисчерпаемая. Ее история многослойна. В ней переплетены самые, казалось бы, противоположные духовные напластования – от хтонических до божественных (не будем развивать тему – кто в курсе, тот поймет).

Но суть Тарусы – в уникальном слиянии чисто русской природы с метафизикой Серебряного века. Начать с того, что Ока – самая русская река. Таких рек больше нет. Северные реки – Пинега, Северная Двина – они тоже русские, но в них преобладает дух неистовства, присущего людям древлего благочестия. В тех краях русский православный человек не может чувствовать себя комфортно. Там ему постоянно высшие силы ставят в упрек его несовершенство, недостаточное рвение и усердие в стремлении к божественному спасению. Волга вообще по большому счету река евразийская, татарская. В ней саккумулировано слишком много «азиатчины». Хотя, конечно, Волга потрясает сияющей роскошью своей многогранности.

Можно долго рассуждать, почему в мое сердце и душу вошла Ока. Вошла и вошла. Я к тому, что мне бесконечно жаль жителей Тарусы, которые тут живут, совершенно не подозревая, что живут в раю – но не в смысле красивой природы, а в раю библейском, мистическом, настоящем, куда редкие посвященные в извивы романтизма изредка отправляются на поиски заветного Голубого цветка.

Продолжение следует. В смысле нашего орденского паломничества.

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: