История, как известно, повторяется дважды. Как трагедия и как фарс. Солженицын в пародийной форме повторил миссию классиков русской литературы от золотого до серебряного века, которые довели дело до логического конца – катаклизма 1917 года. Причем масштаб их мыслей и творчества вполне соотносим с масштабом результата. Самые достойные ушли в мучениях, уступив место «поэтам революции», которые в свою очередь тоже кончили трагически.
Солженицын тоже поработал на славу, чтобы стереть совок с лица земли. Но когда результат превзошел все ожидания, предпочел сделать вид, что принял желаемое за действительное, вернулся на родину, где тут же стал жить при так ненавистном ему коммунизме, да еще бросился щедро одаривать новую власть бесплатными советами и наставлениями. Тем временем ширнармассы уже успели резко поумнеть и ни в чьих советах, а тем более наставлениях не нуждалось. Власть даже не пыталась делать вид, что слушает одержимого манией величия «старца», а только ухмылялась по поводу того, как же дешево в двадцать первом веке стоят самые неукротимые.
Причем «купили» всего двоих. Его и Зиновьева, оценив заслуги обоих в квадратных метрах. Одному предоставили бывший правительственный дворец напротив нудистского пляжа, другому – вполне сносную двухэтажную квартиру, но в спальном районе. На остальных пожалели денег. Решили, что много чести.
Кстати, после возвращения Зиновьев далеко опережал Солженицына по продуктивности мысли. Да и держался достойнее.
Больше никто из мыслителей при крушении совка не пострадал. А если так, то в чем трагедия.