Такого пробуксовывания и деградации общественной мысли Россия еще не знала. Даже в самые тухлые времена можно было при желании отыскать свежий, живительный источник, к которому припадали, чтобы утолить жажду и вообще освежиться. Мы не заметили, как оказались посреди бездны – некой категории, которая не поддается определению в силу собственного отсутствия. Когда до Большого Взрыва еще бесконечно далеко, нет ничего комичнее, чем суетиться под клиентом.
Куда аристократичнее и целесообразнее – извлечь из головы мозги и повесить их просушиться на батарею. Чтобы впоследствии, когда стрелки часов снова сдвинутся с места, не было мучительно больно. Потому что Логос растворился в пустоте – и началась настоящая проверка на вшивость. Отныне каждое суждение начнет пожирать того, кто его высказал.
Истинно, истинно говорю вам. Молчите – и сойдете за пророков.
•
«Кризис» предполагает три алгоритма. Кремль и его подголоски мечтают и, как мы видим, делают все, чтобы использовать роскошный подарок судьбы для возвращения России в 37-й год. Неокрепшая же оппозиция (куда ей до «ленинской гвардии», которая использовала любое изменение погоды в интересах революции), столкнувшись с очередным поворотом колеса истории, резко растерялась, тем самым упуская шанс для решения прямо противоположной задачи – возвращения в 90-е.
Сегодня налицо все предпосылки как для первой, так и для второй тенденции – зажим сверху при набирающей обороты уличной криминальной вольнице. Оба тренда находятся в достаточно хрупком равновесии. Какой из них восторжествует – зависит от «человеческого фактора».
Со времен советской власти перед диссидентами не стояла задача такого эпохального масштаба – возвратить то, что так бездарно просрали в 90-е. Тем более, что и тогда, и сейчас Господь Бог подарил наиблагоприятнейшие внешние условия. Нужно всего лишь сосредоточиться и продумать план действий.
В 90-е выиграла власть. Сегодня у оппозиции появился шанс отыграться. Правда, в запасе есть и третий вариант – погружение в абсолютное, тотальное слабоумие (не путать с безумием, при котором сохраняется возможность для непредсказуемых поступков) с последующим превращением в овощей.
То есть Россия в ближайшем будущем может стать неким огромным огородом. Который несомненно привлечет немало желающих его возделать, чтобы наварить для себя всяких щей и борщей.