1 марта

Властная вертикаль разродилась еще одной эпохальной идеей – закрыть казино и открыть в их просторных залах… библиотеки. Конечно, никто никакие библиотеки открывать и не думает – просто очередной выплеск популизма. Слишком лакомые залы занимают казино, чтобы отдавать их под избы-читальни.

Но дело не в казино, а в набирающих обороты спекуляциях на тему библиотек, литературы, самого читающего в мире народа и т. д. Даже президент решил по-отечески вдохновить писателей на новые свершения.

На самом деле все проще пареной репы. Кремль всегда мечтал, чтобы народ постоянно был чем-то занят. В частности, читал никому не нужные книги про борьбу добрых и злых волшебников – лишь бы не мешал нормальным людям качать углеводороды.

На самом деле сегодня нет ничего бессмысленнее, чем читать ради самого процесса чтения. Читать нужно то, что дает представления о том, как устроен мир, мироздание, реальность, тот свет наконец. Таких книг немного – не больше двух-трех десятков, но они настолько важны, что их надо не читать, а изучать, начиная со школы. То есть они должны заменить собой учебники.

Я, к сожалению (или к счастью), не читал писателей, которых пригласили в Кремль, но в «Известиях» была толковая статья о том, что они вполне добротные авторы, которые пишут об актуальных проблемах – о дедовщине в армии, о том, как нелегко в России живется пенсионерам и о прочих «жизненных» вещах. Я охотно верю, что они пишут хорошим русским языком, но вот только не понимаю, зачем их читать. Ведь о том, что в России все обстоит хуже некуда, можно легко узнать либо из того же интернета, из СМИ, либо из личного общения с разными людьми, с которыми каждый человек сталкивается по жизни.

Повторяю, если уж тратить драгоценное личное время на чтение (заметьте, отнимая его от какого-то более полезного занятия – например, того же бизнеса или революции), то только на тех авторов, которые помогают понять что-то главное, без чего человек не сможет почувствовать себя частью мироздания, найти собственное место в вечности.

А все призывы к абстрактному «чтению ради возрождения нации» – не более чем обман населения.

Как говорила одна моя приятельница, «люблю Россию за то, что она вечная Совдепия». Илье исполняется год, в выходные будут приходить разные гости. Поэтому решил запастись вином. В большом супермаркете возле метро «Аэропорт», как я уже писал, огромные очереди. Присмотрел тут на Черняховского другой супермаркет, поменьше – «Магнолия» называется. Кстати, народу там никогда не бывает – видимо, потому что там все чуть-чуть дороже, чем в соседних магазинах. Обозрел взглядом винную витрину. Смотрю, водки и коньяки стоят на трех полках, на уровне глаз, а сухие вина – на четвертой, до которой дотянуться невозможно, потому что она под самым потолком. Говорю девушке типа продавщицы, что мне нужно несколько бутылок сухого. Она на полном серьезе отвечает:

– Вон оно стоит наверху. Берите сколько хотите.

Я ей объясняю, что человек даже самого высокого роста до той полки дотянуться не в состоянии.

Она: «А что вы от меня хотите?»

Я: «Ничего особенного. Просто интересуюсь, как вы поступаете, если кто-то хочет купить сухое вино».

Она: «До сих пор никто такого желания не проявлял».

Я: «Ну вот допустим я оказался первым, кто проявляет».

Она: «Я же вам не белка, чтобы по полкам скакать».

Я: «А у вас случайно какой-нибудь лестницы типа стремянки нет?»

Она: «Зачем нам стремянка?»

Я решил не уводить дискуссию в сторону и не стал выяснять, как они умудряются без стремянки ставить бутылки под самый потолок. Поэтому ограничился тем, что спросил:

– А с кем мне можно поговорить насчет того, чтобы купить сухого вина?

Она: «Начальства никого нет».

Я подошел к скучающим кассиршам и выразил сожаление, что вот хотел бы купить несколько бутылок сухого, но вынужден уйти ни с чем. Они мне с такой прямо ненавистью:

– А мы здесь причем?

Я, вполне дружелюбно:

– Да я к вам никаких претензий не имею. Просто недоумеваю.

Но их взгляд выражал столько презрения, что я, чтобы не заводиться и не трепать нервы, поспешил уйти от греха подальше.

 •

Меня тут вдруг осенило, почему Илья Кормильцев свою последнюю в буквальном смысле статью посвятил Ксении Собчак.

Я тут размышлял о возможности возникновения религии и вообще некой «новой духовности» на материалистической основе. Способна ли русская вера во всемогущество денег и вообще «изящную жизнь» трансформироваться в некую новую метафизику.

И тут стали постоянно крутить рекламу какого-то очередного супертелепроекта типа «Ксения Собчак под куполом цирка». Причем девушку на полном серьезе называют не иначе как «ослепительная Ксения Собчак». Я – человек, воспитанный на идеологических установках (так уж получилось, что значительная часть моей жизни пришлась на советскую эпоху). И если по Первому каналу кого-то называют «ослепительной», то тем самым выражают, так сказать, «официальную точку зрения» или «мнение Кремля». Во всяком случае я так привык думать.

Потом я прикинул, что такое Ксения Собчак для миллионов молодых россиян. Какое место она занимает в их сознании.

И тут до меня дошло, что именно Собчак и есть сегодняшняя Россия. То есть оба понятия абсолютно тождественны. Вся Россия сегодня полностью укладывается в параметры Ксении Собчак. Она сегодня – настоящая Родина-мать, которая зовет (и если в случае чего кого-то и будут защищать на будущей войне, то в первую очередь, конечно, ее, ослепительный идеал миллионов – Ксюшу Собчак, но не будем забегать вперед).

Куда она зовет – понятно. К Успеху (с большой буквы). К гламуру. К жизни в шоколаде. К нарциссизму и гедонизму.

А поскольку больше никто никуда никого особо и не зовет, то последнее слово пока остается за Ксюшей.

Только напрасно, конечно, Кормильцев вылил на Родину-мать столько злобы. Хотя так произошло, потому что он невероятно точно почувствовал ключевую роль Собчак в современном российском контексте, но у него уже не хватило сил для дальнейшего более детального осмысления. И он ограничился выплеском негодования. А тут можно было бы продолжить и рассмотреть все совсем в другом аспекте и ракурсе.

Представьте себе, что Россия-Собчак вдруг настолько переполнилась материальным, до такого переизбытка пропиталась роскошью, гламуром и любовью к самой себе, что сработал один из законов диалектики, и – количество перешло в качество. То есть материальное транформировалось в нечто противоположное. И тогда
продолжилась бы прерванная духовидческая мечта Федорова, русских космистов и большевиков и подарить человечеству новую веру и эру. А заодно восстановить утраченный духовный авторитет.

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: