Смотрел сегодня Соловьева (правда, краем глаза, потому что пришли гости) и понял, что из Кремля поступил заказ несколько умерить восторги интеллигенции по поводу «эпохи Ельцина».
Собственно, я еще вчера понял, что так оно и будет. Но не думал, что прямо на следующий же день после похорон.
Первым начал Путин в своем «докладе». Буквально вчера пропев оду «первому президенту», он ровно на следующий день иезуитски отрекся от его эпохи и наследия.
А Соловьеву осталось только «озвучить идею».
Вот так всегда в нашем вечном совке. Утром в газете – вечером в куплете.
•
«Эпоху Ельцина» упрекают в отсутствии контроля со стороны государства над бандитизмом, наркоманией, порнографией и т. д. Но ведь именно тем она и прелестна. Потому что любая диктатура всегда начинается с наступления на преступность, с преследования наркоманов и вообще всего, что связано со свободой.
Бандит, преступник всегда воплощает в себе максимальную степень свободы. И тут приходится выбирать. Хочешь жить свободно – терпи разгул бандитизма и прочие сопутствующие свободе опасности для жизни. Ведь свобода – не с милым рай в шалаше, а что-то смертельно опасное, за что в любую минуту можно поплатиться жизнью.
Хочешь покоя и безопасности – голосуй за Путина и замыкайся в своем убогом обывательском мирке, где все тщательно оцифровано, известно на десятилетия вперед, а шаг вправо или влево грозит конкретным тюремным сроком. Где нет экстаза и риска, а следовательно – нет жизни и будущего.
Яркий пример – цыгане, самый свободный народ на планете. Они – точнейший индикатор свободы, всегда поселяются на той территории, которую не слишком контролирует государство. Поэтому цыган надо беречь именно как индикатор свободы, как райских птичек, которые не выживают в плохой экологии.
Да, они торгуют наркотиками. Потому что больше ничего не умеют делать. Но тут опять же приходится выбирать, что важнее.
То же самое касается беспризорников. В свободной стране должен действовать закон, по которому детей, сбежавших из дома, от родителей и тем самым выбравших свободу, запрещается помещать в детдома и вообще ограничивать в праве выбора. Потому что по количеству беспризорников тоже можно судить о степени свободы. Чем их больше, тем более свободная страна. Беспризорники – тоже индикатор свободы.
Вообще свобода – в том числе и свобода выбора свободы – штука мучительно сложная.