23 мая

Сколько времени просуществует «режим» и что может стать причиной его конца?

Тонкость в том, что все предыдущие перемены в России проходили в ситуации, когда власть денег не была такой всемогущей.

С давних пор все привыкли к внутрироссийской диалектике, согласно которой каждый последующий «национальный лидер» отрицает своего предшественника. В конце концов сама собой возникла теория о том, что русскому народу противопоказан застой, что при отсутствии масштабных перемен он якобы начинает тосковать, спиваться, и в результате у него все валится из рук. И только со сменой «вождя» и установленных им новых правил игры все ненадолго оживает и пробуждается. Отсюда вывод, что сегодняшняя стабильность в ближайшей перспективе неизбежно закончится всеобщим разложением.

Но тут нельзя не учитывать двух обстоятельств. Никогда прежде в руках Кремля не были сосредоточены такие реально несметные богатства. И до сих пор власть нуждалась в хотя бы минимальной поддержке со стороны собственного народа.

В двадцать первом веке деньги обрели ни с чем ни сравнимое могущество. Отныне Кремль получил возможность покупать что угодно – вплоть до другого народа, который будет работать, не обращая внимания на внутриполитическую ситуацию – штиль там у них в России или брожение умов, нам, китайцам (кавказцам), все равно.

Помню, как после расстрела Чаушеско демократы радовались очередному подтверждению своего в принципе верного на тот момент тезиса, что даже огромные по румынским меркам зарплаты, которые получали полицейские и спецслужбы, не спасли диктатора от народного гнева. Поэтому, мол, деньги всех проблем не решают.

Действительно, те мизерные по сравнению с сегодняшними суммы, которыми располагал Чаушеско и другие его собратья по социалистическому лагерю, ничего решить не могли. К тому же Восточная Европа в то время еще не вступила в эпоху общества потребления, поэтому даже за «огромные деньги» ничего «особенного» тогда приобрести было невозможно. Так что полицейским не было никакого смысла рисковать, стреляя в собственный народ.

К тому же современная жизнь развивается в принципиально другом контексте – мы уже лет десять как стали заложниками общества потребления, когда власть навязывает потребности быстрее, чем у народа появляются возможности для их удовлетворения. Чем не вечный двигатель в виде морковки, привязанной к палке и болтающейся перед мордой бегущего осла?

Сегодня материальные ресурсы, которыми обладает российская власть, поистине неисчерпаемы. Если бы Кремль захотел, он бы купил всех. Но ему не нужны работники, которые рефлексируют по поводу происходящего в стране. К тому же если сейчас начать платить как при советской власти «ни за что», народ возомнит о себе Бог знает что и окончательно выйдет из-под контроля. Какая уж тут «производительность труда». В наше прагматическое время требуются бездумные исполнители, готовые как автоматы или гастарбайтеры выполнять любую работу, в том числе мочить кого прикажут. Вот и приходится зомбировать своих, чтобы думали, что живут в самой прекрасной в мире стране, и одновременно привлекать чужих, свободных от почвеннических предрассудков.

Так что, вычисляя сроки падения режима, необходимо делать поправку на новые, возникшие на наших глазах реалии, факторы и обстоятельства.

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: