Когда говорят, какие ошеломляющие перспективы открывают перед человечеством нанотехнологии, я всегда вспоминаю 60-е годы. Тогда весь совок бредил управляемой термоядерной реакцией. Физики, занимающиеся «модным» направлением, считались богами. Их воспевали и превозносили до небес как спасителей человечества. «Лирики» посвящали им оды и пели дифирамбы. У меня было немало друзей, приятелей и просто постоянных собутыльников среди тех физиков, которые в двадцать лет становились кандидатами наук, в двадцать пять – докторами. Я еще в те годы знал об академике Сахарове, который активно занимался магнитными ловушками. Помню, как на одной тусовке 60-х годов одна известная дама (сейчас она живет в Париже, пишет отличные статьи и книги) рассказывала мне о Сахарове.
– Представляешь, через двадцать лет никакого электричества, никакой нефти не понадобится. Каждому человеку выдадут вот такую хреновину величиной с кулак (она помахала перед моим носом своим кулаком). И она будет все за него делать. Белье стирать, обед готовить. Хочешь – вставляй ее в автомобиль, и он будет ездить вечно без всякого бензина. Андрей Дмитриевич сказал, что к 1980 году он ее уж точно изобретет.
Каждый интеллигентный человек считал своим долгом посетить хотя бы одну лекцию в Политехническом, где доктора наук и академики подробно расписывали, как к 1980 году мы все, оседлав токамаки, въедем на них прямо в коммунизм. Короче, физикам всего мира тогда удалось раскрутить мировое правительство на кругленькую сумму – для строительства токамаков. СССР и США состязались, у кого токамаки круче. Бог знает, сколько их понастроили, сколько миллиардов в них вбухали. И каков результат? Да никакой. Обычная афера планетарного масштаба.
Точно такая же разворачивается на наших глазах с «нанотехнологиями». История действительно ничему не учит.