Сегодня прогуливался в районе Новокузнецкой. Зашел в одно место по делу, а потом решил прогуляться, взглянуть на некоторые невидимые достопримечательности. Вдруг откуда ни возьмись меня окружили полицейские. Сказали, что я выпиваю в общественном месте. А какое «общественное место», если вокруг – одни руины и развалины. Типа законсервированная стройка. Я показал свое удостоверение пенсионера и членский билет Союза художников. Они почему-то сказали:
– Вы только не сорите.
А вокруг возвышались реальные горы мусора. Я им вдогонку успел сказать, что весь окружающий хаос и руины – дело не моих рук. Типа часовню не я развалил. Но они не среагировали и растворились в воздухе.
Господа, прогулки по Москве – занятие более чем плодотворное и познавательное. Поэтому вот что я предлагаю.
Давайте возродим древнюю традицию философских прогулок.
Вот первая попавшаяся цитата из интернета: «Многие философы считают, что именно ходьба, прогулки развивают мыслительную деятельность. Родословная философской ходьбы более чем солидная. Можно начать с классических прогулок Аристотеля с учениками в Ликее. Недаром их так и назвали «перипатетиками» – «гуляющими». Гулял Сократ, беседуя и размышляя. Кант совершал регулярные променады по Кенигсбергу. По знаменитой «тропе философов» в Гейдельберге ежедневно прогуливался Гегель. Ницше говорил, что не доверяет идеям, которые пришли ему не во время прогулок на свежем воздухе. Жан-Жак Руссо в своей «Исповеди» заметил, что никогда не жил с такой полнотой и не был самим собой, как во время пеших путешествий. Недаром он написал «Прогулки одинокого мечтателя». Стоит вспомнить и Кьеркегора: «Каждый день я хожу, стремясь достичь равновесия. Так я избегаю любых недугов». Ему вторит Людвиг Витгенштейн в «Тайных дневниках»: «Христианство учит: ты должен здесь, в нашем бренном мире, не сидеть, а ходить». Английские поэты Вордсворт и Кольридж обошли не только свой Озерный край, но и всю Европу. А Шарль Бодлер и вовсе стал родоначальником фланеров, хотя в его годы занятие называлось бродяжничеством, тем более что по улице он обычно ходил в домашнем исподнем. Философия бродяжничества или свободы иногда далеко заводит – например, как немецкого поэта Гельдерлина. Он год где-то шатался, вернулся безумным и заперся на 35 лет в башне, хотя и продолжал гулять ежедневно по 4–5 часов в саду. Норвежец Томас Эспедаль написал гениальный роман «Идём!», который стал сенсацией. Во время пеших прогулок ему в голову приходили разнообразные интересные мысли — ими писатель щедро поделился с читателями. А основатель модерна в музыке Эрик Сати ежедневно проходил по 13 километров из пригорода в Париж – в любимое кафе, по пути совершая возлияния. А вечером при свете фонарей записывал ноты, которые ему продиктовали высшие силы».
Ну и так далее.
Я к тому, что с наступлением лета пора начать регулярные прогулки философов с учениками. Объявляем примерный маршрут и время. Приглашаем двух-трех мыслителей, которым есть чем поделиться со слушателями. Плюс одного краеведа, который будет выполнять функции бэк-вокалиста и сопровождать прогулку информацией по поводу всяких зданий и прочих достопримечательностей (кто где жил и что происходило). Между философами неизбежно будут возникать дискуссии. Плюс вопросы «учеников» (и «учениц», конечно, в первую очередь).
Так что море интеллектуального удовольствия гарантировано. Тем более что по пути неизбежны и всячески приветствуются возлияния.
Словом, вы все поняли. Мне остается только ждать у моря комфортной для прогулок погоды и одобрения моего начинания.