Провел день в центре Москвы. По некоторой семейной необходимости. Заодно (благо высвободилось время) решил обзавестись информацией о модных трендах и вообще выяснить, что предлагает мир роскоши в условиях глубокого и безнадежного «кризиса». Прогулялся по самым что ни на есть местам типа Третьяковского проезда, его окрестностям и так далее. Впечатление этакое мощное надо сказать. Был даже немало удивлен. Налицо некоторые новые тенденции. Само собой гламурный китч никуда не делся – он в России непобедим, куда же без него. Но сегодня он, к счастью, не определяет лицо пиара и вообще подачи. Я бы отметил появление в зарубежно-европейской рекламе некоторых явно подчеркнутых «новшеств» в виде этаких советско-«кладбищенских» мотивов. Как будто ходишь по провинциальному русскому кладбищу и перед твоим взором предстают надгробные плиты – как бы точнее сказать – в 60-е ими отмечали захоронения работников партийно-государственного аппарата, а в 90-е – представителей бандитского сообщества. Мне показалось, что сегодняшняя реклама моднейших брендов вдохновляется не прямыми, но – подчеркиваю – производными, ассоциативными импровизациями на темы советского кладбищенского китча. Причем в те годы такого рода китч считался вовсе не кладбищенским, а преобладал даже, допустим, в разных ну скажем столовых министерств и ведомств. Типа строгость и торжественность. Скрытый смысл состоял в том, чтобы во время обеденного перерыва и приема пищи сотрудники не отвлекались бы на разные развлекательные «излишества» и не выходили бы из образа-имиджа целиком погруженных в строительство коммунизма колесиков и винтиков системы.
Я к тому, что именно такая аскетично-советско-кладбищенская философия-идеология сегодня, как мне показалось (быть может, я и ошибаюсь – возразите мне Бога ради) возобладала в Европе – как вечно и до сих пор (хотя уже казалось бы нет вообще никаких оснований – сплошной шариат) претендующей на законодательство в модных веяниях.