21 апреля

Наконец-то власть на деле, а не на словах признала авангардное (бывшее нонконформистское) искусство мощной составляющей патриотического воспитания и краеугольной ипостасью национальной идеи. Мысль, до которой власть дозрела с огромным опозданием, как-то сразу и безоговорочно открылась мне еще в далекие шестидесятые годы, когда мне посчастливилось стать свидетелем зарождения современного отечественного авангарда.

В те годы, столкнувшись с жизнью андеграундного сообщества, я испытывал нешуточные стрессы. Если свести суть вопроса к минимуму, то мои переживания были связаны с двумя проблемами. Первая состояла в том, что я безумно страдал от того, что власть категорически и принципиально отказывалась признавать художников-нонконформистов – причем даже тех из них, которые были готовы поставить свой талант на службу господствующей идеологии. Не будем сейчас приводить примеры. Их достаточно. Во времена СССР я с глубоким прискорбием наблюдал, как талантливые люди, романтики, абсолютно лояльно и позитивно настроенные к идеям социализма и готовые интерпретировать партийно-коммунистическую идеологию с помощью новаторского искусства, пытались доказать представителем власти свою востребованность, чтобы те хотя бы в какой-то степени включили их в созидательный процесс. Но увы – все попытки достучаться до идеологов режима оканчивались катастрофической тщетой. Власть безжалостно отвергала малейшие стилистические отступления от генерального курса. Согласитесь, было от чего впадать в отчаяние и истерику.

И второе. Обратная сторона медали, как говорится. Многие художники, ставшие жертвой абсолютно несправедливого отношения к себе со стороны власти, начинали исповедовать оголтелую русофобию. Им казалось, что если их отвергает и даже ненавидит власть, то тем самым их отвергает и ненавидит Россия. И они поневоле становились русофобами. То есть начинали создавать откровенно русофобские (как многим тогда казалось) работы, ориентируясь на западный рынок (понятно, что на сто процентов русофобский). Я прекрасно понимал выбор отвергнутых системой авторов – и, поверьте, испытывал мучительные страдания от того, что пути-дороги и духовные поиски русского художника на моих глазах безнадежно расходились с глубинной жизнью России.

Я сейчас не вникаю в психологические, духовные и онтологические тонкости. Мне хочется всего лишь выразить свое удовлетворение тем, что сегодня ситуация с бывшим нонконформистским искусством наконец устаканивается. Власть слава Богу созрела до понимания того, что русский художник, если он по-настоящему великий художник, даже в своих самых «русофобских» произведениях работает на славу и величие России. Поэтому его необходимо пропагандировать.
Привести примеры? Или и так все понятно? Сегодня Олег Целков, Олег Кулик и еще много кто на помпезно-официозной выставке смотрелись в одном ряду с Петровым-Водкиным, Дейнекой и Кибриком просто как активные пропагандисты русско-имперского направления. 
Так что прав был поэт, заметивший, что время лечит людей. И очищает сознание от бесовского морока. И слава Богу.

А мы уже от себя, с позиции нашего имперского опыта, добавим мысль о том, что империи тем и волшебны, что работают как космические мельницы. Перемалывают весь негатив в позитив. И попутно подводят своих блудных сынов, купившихся на разные сиюминутные соблазны и посулы, под общий знаменатель Великого Замысла.

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: