Русский церковно-языческий праздник в честь древнееврейского пророка Ильи столичный бомонд отметил, как и положено, 2 августа в ресторане «Репортер», к которому его организаторы из Альтернативного телевизионного альянса сатириков, вспомнив о вознесении святого на небеса в охваченной пламенем колеснице, подогнали пожарную машину с прилагающимся к ней расчетом из восьми бойцов. Все они, конечно же, носили имя Илья. Распорядитель мероприятия журналист Владимир Косицкий пояснил, что авторы затеи как бы перебрасывают мост от ветхозаветного обличителя стяжателей к славянскому заступнику за слабых и обездоленных – Илье Муромцу, зачастую соединявшихся в народном сознании в единый образ обитающего в заоблачных высях могущественного существа, поигрывающего громами и молниями и иногда расщедривающегося на дождь. Отсюда идея пригласить силачей-пожарных, напрямую связанных с покорением огненно-водных стихий. Облаченные в брезентовые робы бойцы продемонстрировали представителям СМИ технику, применяющуюся при ликвидации возгораний и спасении наших с вами жизней. Их виртуозные действия комментировал заместитель начальника пресс-службы Управления пожарной охраны Игорь Степанов, заметивший, что специальные гидравлические приспособления позволяют даже самому могучему современному Илье Муромцу стать в тысячу раз сильнее. Достаточно дернуть за веревочку, включить двигатель, как гигантские ножницы шутя разрежут обшивку сейфа, металлическую дверь квартиры или броню пылающего танка. В заключение «уличной» части программы атлетического телосложения брандмейстер с пышными пшеничными усами лихо прогарцевал на лошади под звуки марша в исполнении своих коллег по профессии. Гремела музыка. Ярко светило солнце. Медь труб и надраенных касок музыкантов духового оркестра состязалась в блеске с куполами расположенного рядом храма Христа Спасителя.
Внутри «Репортера» участников тусовки ждал стол, уставленный блюдами и напитками, которыми раз в году (на Илью Пророка) некогда баловали братию каргопольского Свято-Ильинского монастыря. При виде обилия мясных, рыбных и окрошечных деликатесов не привыкшие к новорусской «халяве» солдатики поначалу растерялись и скромно сгрудились в углу, наблюдая, с каким изяществом порции холодных и горячих закусок ценой не меньше двух десятков баксов каждая одна за другой исчезают в желудках их закаленных в горниле бесчисленных презентаций соотечественников. Однако разгулявшийся на свежем воздухе аппетит и принятая рюмка-другая вынудили стеснительных виновников торжества все-таки отведать репортерской кухни – и вскоре от былой скованности не осталось и следа. И когда гостям предложили посоревноваться, кто профессиональнее «погасит» вынесенную на противне полыхающую баранью ногу, экипаж машины боевой справился с заданием первым и на пять с плюсом, используя в качестве огнетушителя бутылку итальянского красного.
Сценарий вечера предусматривал также лекцию единственного в мире специалиста, определяющего судьбу человека по его имени и отчеству – Бориса Хигира, который, предупрежденный об ожидаемом присутствии небывалого количества знаменитостей по имени Илья, готовился ошеломить их каскадом сенсационных сообщений. Однако по мистическому стечению обстоятельств среди публики как назло почему-то не оказалось ни одного Ильи, что изрядно озадачило хозяев, наприглашавших «с запасом» целую кучу известных тезок Глазунова и Резника, не говоря уже о них самих. Пришлось г-ну Хигиру «оттянуться» на обозревателе «М-Э» – по счастью, урожденного Ильича. Ваш покорный слуга был до глубины души изумлен, обнаружив, что его интимные «тайны» вовсе не являются таковыми для г-на Хигира.
Из-за неявки Ильичей подлинных дополнительная нагрузка легла на Ильича «фиктивного» – двойник генсека Брежнева с чувством, толком, расстановкой, облокотившись на рояль, пел популярную некогда «Песенку влюбленного пожарного» из репертуара Аркадия Райкина и неумирающий романс с «противопожарной» подоплекой «Гори, гори, моя звезда».
Под занавес народ «угостили» втиснутой в облегающее ее соблазнительные формы платье огненного цвета сексапильной блондинкой с отвязно-смазливым взглядом, которую до сих пор никто никогда не видел. По просьбе фотокорреспондентов прелестница охотно взгромоздилась с ногами на стол и принялась деловито принимать «эротичные» позы перед щелкавшими камерами. В беседе с обозревателем «М-Э» загадочная незнакомка сообщила, что ее зовут Инга, ей восемнадцать лет, фамилию она, к сожалению, назвать не может, потому что ей пока не разрешает папа-банкир, и она только что прилетела в Москву из Парижа, где училась в школе, чтобы с завтрашнего же дня начать карьеру фотомодели, в мгновенном и ошеломляющем успехе которой нисколько не сомневается, поскольку в избытке обладает всеми необходимыми внешними данными. На предложение сгорающего от возбуждения, а потому ощущающего себя возносящимся на огненной колеснице обозревателя «М-Э» начать со съемок для обложки родного издания, мадемуазель Инга ответила обещанием как следует подумать.
•
В галерее «Obscuri viri» прошел вернисаж одной из «культовых» фигур современного отечественного и мирового концептуализма – Ирины Наховой, заглянувшей в Москву проездом из Нью-Йорка в Детройт, где она, как утверждают ее восторженные поклонники, читает какие-то «лекции» – судя по тексту прилагаемого комментария к «выставке», понятные только ей одной (наберись терпения, читатель): «Мои саморазбухающие конструкции разрастаются за счет тех мыслей, которые не должны приходить, но приходят в голову. Таким образом, моя система саморазбухающего «опасного пространства», в котором зритель «вынужден думать», является пространством, где того же зрителя я хочу провокативно обесформить, чтобы он сам себя сформировал в соответствии с одной из версий его прочтения экспозиции, и из бесформенного образовалась возможность нового поля потенции, поскольку когда зритель представляет из себя слишком жесткую конструкцию, восприятия не происходит вообще. Каждая моя экспозиция является одновременно и субстанцией действия экспозиции, и необходимым состоянием ее непосредственных посетителей перед заданным мной их коматическим выходом».
Приведенное «объяснение» призвано оправдать право на существование… десяти разбросанных по полу затемненного зала перепачканных масляной краской подушек (везла ли «художница» свой бесценный груз из самой Америки или приобрела его на столичной барахолке, обозревателю «М-Э» выяснить не удалось), среди которых с глубокомысленным выражением на лицах, держа в руках пластмассовые стаканчики с «сушняком», благоговейно перемещались «эксперты» из солидных международных фондов – видимо, в размышлении, сколько тысяч долларов можно «слупить» с простофиль спонсоров за очередной «шедевр».
•
Как давно заметил обозреватель «М-Э», русский интеллигент склонен предаваться размышлениям о гуманизме до тех пор, пока не затронуты его личные интересы. Стоит чуть потревожить их амбиции или (не дай Бог) покуситься на материальные выгоды, как наши пропагандисты «общечеловеческих ценностей», мгновенно забывая о «нравственности», готовы жестоко расправиться с «обидчиком».
Борьба гиганта современной режиссуры Романа Виктюка со своим менее преуспевающим коллегой Кириллом Ганиным, судя по опубликованной в еженедельнике «АиФ» угрозе директора г-на Виктюка Людмилы Вергасовой («Виктюк Ганина из тюрьмы вытащил, Виктюк туда его и вернет»), входит в решающую для судеб всей отечественной культуры фазу. Как мы уже сообщали, адвокат г-на Виктюка Ирина Гончарова, обратившись в прокуратуру, «запретила» намеченную на 25 июля премьеру ганинского спектакля по роману маркиза де Сада «Любовная уловка». Очередную попытку вынести постановку на суд зрителей г-н Ганин предпримет 10 августа на сцене ДК «Каучук». Однако увенчается ли она успехом, неизвестно, поскольку г-н Виктюк продолжает жаждать крови своего собрата по профессии (либо находящегося за границей маэстро «подставляет» его не в меру ретивая директриса). Как бы там ни было, если г-ну Виктюку удастся «засадить» уже успевшего получить при советской власти от коммунистов срок за излишне рискованные театральные эксперименты г-на Ганина, «успех» его начинания, несомненно, вдохновит на аналогичные поступки немало известных мастеров искусств, которые за неимением денег на киллеров вспомнят забытую со сталинских времен практику и наперебой примутся избавляться от конкурентов при помощи доносов и пенитенциарной системы.
Обозреватель «М-Э», никогда не питавший иллюзий по поводу моральных устоев сегодняшней «совести нации», отчетливо представляет сияющих г-д Виктюка, Вергасову и Гончарову, принимающих цветы и аплодисменты от «ведущих представителей творческой интеллигенции», поздравляющих их с успешной отправкой неугодного г-на Ганина в места не столь отдаленные.
«Мегаполис-Экспресс» № 30 от 7 августа 1996 года