Знакомый каждому россиянину как визитная карточка Москвы ресторан «Пекин», открывшись в минувший уик-энд после ремонта, отныне, как выразился приветствовавший его первых гостей шоумен Степан Полянский, перепрофилирован в «круглосуточный развлекательный комплекс» с полным названием «Гранд клуб «Пекин в Москве». Новые владельцы, нисколько не нарушив прежнего интерьера, сделали акцент на «увеличение пропускной способности» бывшего символа китайско-советской дружбы, продлив время его работы, «демократизировав» кухню за счет сокращения ассортимента блюд и значительно разнообразив развлекательную часть программы. Презентация злачного заведения прошла при рекордном стечении путан и стриженных «под бокс» новых русских (их количество, по подсчетам обозревателя «М-Э», перевалило тысячи за две). Несмотря на обилие приглашенных, пространства и халявного угощения хватило с лихвой – накрытые, как всегда, аппетитными, но уж больно острыми изысками китайской кулинарии столы составили в центре главного зала, и все могли свободно общаться и перемещаться.
Известных особ, однако, среди публики попадалось раз-два и обчелся. Наметанному глазу обозревателя «М-Э» удалось выхватить из толпы только Леонида Якубовича, Стаса Намина, Антона Табакова да Криса Кельми. Зато на появившейся после реконструкции огромной, размером чуть ли не со сцену Большого театра, эстраде звезд оказалось куда больше. Бомонд развлекали Валерий Сюткин, «МD & С Павлов», Марина Хлебникова и Александр Барышников, разбавляемые разными чечеточниками, иллюзионистами и акробатами. При входе юноша и девушка в китайских национальных одеждах вручали каждому билет беспроигрышной лотереи. Г-н Полянский пообещал, что выигрыши (между прочим, от двух до двухсот тысяч долларов) выдадут фишками, которые можно будет немедленно спустить в местном казино (не иначе как одном из тех самых пяти, разрешенных после лужковской «зачистки» злачных мест). Правда, устроители праздника в целях экономии перенесли тираж на «под утро» – видимо, в нехитрой надежде, что основной народ уже успеет разъехаться, так что «безлошадный» обозреватель «М-Э», торопясь на метро, подарил свое потенциальное «богачество» девушке Веронике, выделявшейся среди своих сестер по профессии повышенными стыдливостью, неприкрытостью интимных мест и длинноногостью.
•
Обрел второе дыхание и бывший кинотеатр «Темп», что на Беговой улице. Начиная с прошлой недели в его переоборудованном зрительном зале функционирует кафе с несколько длинноватым названием – «Пегас – планета кино», открытое по инициативе кинопродюсера Расима Дарьяг—заде, больше известного как хозяин Дома Ханжонкова – предприятия, в свою очередь также возникшего на месте популярного некогда кинотеатра «Москва» (не жизнь у наших предпринимателей, а сплошные реконструкции и переименования). Презентация культурно-просветительного заведения ознаменовалась демонстрацией документального спортивно-ностальгического фильма «Век русского бокса» режиссера Никиты Орлова, который, как предполагается делать впредь, посетители смотрели сидя за столиками с напитками и бутербродами. Идеологи затеи убеждены, что разнообразие форм работы с населением поможет вернуть и возродить массовый интерес к отечественному кинематографу.
•
Международная федерация художников предоставила свое помещение на Гоголевском бульваре под творчество абхазских детей. Вступительное слово на открытии выставки произнес министр иностранных дел республики Леонид Лакрба, рассказавший о трудностях, с которыми пришлось столкнуться ее организаторам из-за запрета, наложенного властями Грузии на любые контакты между Абхазией и Россией. «Беспредел» грузинских пограничников дошел до того, что они изъяли папку с детскими картинками, и только вмешательство международных гуманитарных организаций помешало им ее уничтожить. По мнению г-на Лакрбы, официальная точка зрения грузинского правительства не предусматривает наличия на территории страны иной культуры, кроме грузинской, а любые упоминания об абхазском искусстве в местных средствах массовой информации категорически запрещены. В беседе с обозревателем «М-Э» вице-президент МФХ Евгений Иванин поделился подробностями того, как определенные силы в российском МИДе оказывали на него давление, чтобы он отказался от проведения выставки, которую грузинская сторона может расценить как «недружественную акцию» и даже «вмешательство во внутренние дела Грузии». Искусствовед Александр Рожин отметил, что, несмотря на незавидную участь абхазских детей, волей обстоятельств втянутых в политические игры взрослых, их мироощущение осталось трогательным и солнечным, как их родина, даже когда они изображают танки, боевые действия и разрушенные войной дома.
Вернисаж вылился в настоящий праздник российско-абхазской дружбы, завершившийся концертом мастеров искусств республики и товарищеским застольем. Юные виновники торжества пили пепси-колу с пирожными и от души радовались возможности хотя бы ненадолго отвлечься от трудностей, которые им довелось и еще предстоит пережить.
•
Московский живописец Борис Козлов отметил в узком кругу друзей окончание трехлетней кропотливой работы над масштабным (размером двенадцать квадратных метров) полотном «Страшный суд». По словам художника, замысел композиции возник у него тридцать пять лет назад, когда он проникся идеей создания «иконописного языка двадцатого века». С тех пор каждое очередное воплощение евангельских идей приближало его к «итоговой» теме. Полотна г-на Козлова состоят из тысяч выстроенных по законам «обратной перспективы» и переходящих одна в другую миниатюр, каждый миллиметр которых прописан «глубоким» ярким цветом, вызывающим эффект праздничности и «неземной» красоты. В начале восьмидесятых годов они поразили воображение ленинградского архитектора Александра Чистякова и натолкнули его на мысль спроектировать храм, по внешнему виду созвучный богословским поискам г-на Козлова. К сотрудничеству обоих фанатиков постепенно подключались все новые и новые единомышленники. В результате совместной деятельности возник сплоченный коллектив интеллектуалов, объединенный задачей совершить переворот в современном церковном искусстве и оформившийся в некое подобие масонской ложи под названием «Храм». Ее эмиссары сегодня колесят по всему миру, вербуя сторонников и подыскивая места для строительства культовых сооружений, напоминающих существовавшие в первые века христианства катакомбы и способные за счет возрождения целого арсенала «хорошо забытых» средств воздействия на человеческую психику более эффективно наставлять посещающих их людей на путь истинный. Презентация «Страшного суда» состоялась на квартире (она же мастерская) г-на Козлова, который рассматривает только что завершенный трудоемкий проект не только как самостоятельное художественное произведение, но и предлагает его в качестве макета росписи будущего храма Страшного суда. Место для его возведения уже отведено под Иерусалимом. Художник и архитектор убеждены, что каждый, кто сумеет «прочесть» и расшифровать их послание, автоматически избежит суда небесного и тем самым еще при жизни обретет вожделенное спасение и гарантию бессмертия души.
«Мегаполис-Экспресс» № 28 от 24 июня 1996 года