Хотя «Велта» открыла сезон несколько позже, чем другие уцелевшие столичные галереи, зато ее первый блин оказался вполне съедобным. Куратор галереи Мария Каткова, до сих пор не устававшая обрушивать на публику каскады концептуальных головоломок, озадачила «простой как мычание» акцией под названием «Мизантроп», показав незатейливую по подаче и оформлению, но достаточно весомую по содержанию выставку документальных фотографий Владимира Обросова – фоторепортера, графика, дизайнера, участника и организатора нескольких запомнившихся проектов.
Три из четырех стен выставочного зала занимают фотографии, прикнопленные вплотную одна к другой от пола до потолка. Подавляющее большинство сюжетов отражают хронику богемных тусовок уходящего года и примелькавшиеся лица их бессменных персонажей – в основном выпивающих и закусывающих во время бесконечной череды презентаций, вернисажей, дней рождений. Весьма показательно, что автору так никого и не удалось запечатлеть за работой, потому что если бы такое случилось, то заголовок экспозиции пришлось бы сменить на противоположный. В труде человек, как известно, неизменно прекрасен.
Собственно замысел г-жи Катковой, в соответствии с которым она отбирала материал, ясен как божий день. Люди (тем более «творческие»), «расслабляясь», теряют бдительность, их сущности выворачиваются наизнанку, «маски» спадают, тайное становится явным, и ехидному фотокорреспонденту из какой-нибудь «желтой» газетенки остается только подстеречь наиболее «компрометирующее» мгновение. Судя по напечатанному в буклете комментарию, так оно скорее всего и задумывалось – с одной стороны, надсмеяться и обличить (смотрите, какие они, оказывается, мерзкие!), с другой – побравировать и поэпатировать обывателя (вот какие мы неприглядные, зато в отличие от вас свободные и гениальные!). И то, и другое, мол, два симптома одной болезни – мизантропии, вирусом которой «инфицирован» сегодня чуть ли не каждый профессионально работающий с камерой.
Если же предположить, что г-н Обросов никакой «цензуре» со стороны галереи не подвергался и вывешивал все, что хотел и успел наснимать, то страстный и пристальный («нездоровый», как выразились бы строгие моралисты) интерес автора к откровенно «маргинальным» объектам (жующим, поглощающим спиртное, кривляющимся бездельникам «при искусстве») тем более со всей убедительностью подтверждает обозначенный в названии «диагноз».
Входившие в гостеприимно распахнутую по случаю вернисажа дверь выставочного зала первым делом брали в руки услужливо подносимый стаканчик и только после совершения привычного ритуала начинали лихорадочно шарить взглядом по стенам в нескрываемой надежде отыскать собственное изображение. Удовлетворив тщеславие и убедившись, что «никто не забыт», удивлялись:
– По мне, так вполне весело и жизнерадостно. Все счастливы, смеются, развлекаются. При чем тут мизантропия?
Что, видимо, и требовалось доказать.
«Мегаполис-Экспресс» №38 от 27 сентября 1995 года