Михаил Сморчевский, он же Бутерброд, он же Сэндвич, 36 лет, свободный художник, живет между Чикаго и Москвой.
С Михаилом Сморчевским обозреватель «М-Э» познакомился в середине 80-х, когда по заданию одной солидной редакции писал репортаж о знаменитых субботне-воскресных художественных ярмарках в Битцевском лесопарке столицы. Любители искусства с благодарностью вспоминают те веселые сборища художников, не столько торговавших, сколько показывавших толпам любопытствующих зрителей свои буквально еще вчера «запрещенные» картины. В отличие от коллег, которые, как правило, «застолбляли» конкретное место, Михаил предпочитал вешать свои холсты на себя и расхаживать с ними вдоль парковой аллеи. Поскольку «товар» располагался как на спине автора, так и на его груди, Михаил получил прозвище Бутерброд. В конце 80-х он эмигрировал в США.
– Почему?
– Не поладил одновременно с властями и с товарищами по цеху. Первым не нравилось содержание моих работ, а вторые периодически «сдавали» меня первым, потому что я продавал свои картины по чисто символическим ценам. Мне нравилось не зарабатывать деньги, а находить «своего» зрителя. Битцевское же «товарищество», поначалу свободное и непокорное, в конце концов выродилось в примитивный совковый «колхозный рынок», подчиняющийся «своей» мафии и живущий по ее законам. Чуть сбавил цену – и ты изгой.
– В Штатах ты счастлив?
– Во всяком случае могу позволить себе арендовать мастерскую.
– Ты часто бываешь в Москве?
– Я человек свободный. Где хочу, там и живу. Благо в Москве есть где.
Мы беседуем в московской квартире-мастерской Михаила Сморчевского, где вместе с ним проживает его тетушка – богомольная старушка, занимающая отдельную комнату с множеством икон. Вся остальная площадь – владения Михаила. Здесь повсюду натыкаешься на следы его неуемной фантазии в виде его «агрессивных», разящих наповал картин или остроумных инсталляций, основу для которых составляют обломки гипсовых скульптур из расположенной неподалеку мастерской одного из бывших «социалистических реалистов».
Однако поводом для нашей встречи послужила главная достопримечательность квартиры – сортир. Михаил превратил его в нечто среднее между Институтом марксизма-ленинизма и ленинской комнатой. Стены отхожего места обиты всевозможными переходящими и прочими знаменами. По полкам расставлены многочисленные Полные Собрания Сочинений классиков и основоположников, а также отдельные тома их творений, включая уникальные прижизненные издания Ленина, Сталина и целого легиона верных продолжателей их дела – от Кагановича до Пельше. Сборники постановлений ЦК ВКП(б) соседствуют со скульптурными изображениями нескольких поколений вождей работы выдающихся мастеров резца – Героев и лауреатов (между прочим, одни «подлинники»!) В отдельных витринах красуются коллекции значков соответствующей тематики, выпущенных с 20-х по 80-е годы, и вымпелы, выданные победителям бессчетных социалистических соревнований. В углу высится что-то вроде пирамиды, уставленной пионерскими горнами и барабанами. Плакаты с лозунгами и призывами гармонично дополняют тоже «подлинники», но уже живописные, запечатлевшие до боли знакомые лица. Возле стульчака на журнальном столике лежат массивные подшивки большевистских и коммунистических газет – от ленинской «Искры» до горбачевской «Правды». Завершает коллекцию ее главный экспонат – восседающий на стульчаке большой дурацкий Буратино.
– Когда мы с тетушкой-заходим сюда, мы его снимаем, а потом сажаем снова. Он ведь вечный почетный гражданин Страны Дураков.
– Почему ты разместил свое собрание в столь пикантном месте?
– Туалет поглощает все человеческие отходы, а коммунистическая утопия, на мой взгляд, воплотила в себе все заблуждения человечества за все тысячелетия его существования.
«Мегаполис-Экспресс» №38 от 27 сентября 1995 года