Художественная акция «Трапеза» рекламировалась широко и заранее. Сообщения в нескольких газетах предлагали желающим прийти в Центральный дом художника, чтобы присоединиться к участникам обильного застолья. Куратор проекта Вадим Мещанинов, обзванивая представителей прессы, предлагал им «приходить со своей выпивкой», поскольку «еды будет навалом». Минут за пять до представления организаторы продолжали нагнетать ажиотаж обещаниями раздачи «огромного количества мяса», которое буквально «погребет под собой участников пиршества».
Наконец гости замерли в ожидании перед большим столом, на котором лежали классические «пять хлебов» (то есть пять обычных батонов) и «две рыбы» (то есть пара сушеных воблин). Грянула фонограмма с записью бессмертного «Танца с саблями» Арама Хачатуряна, и г-н Мещанинов, вскочив на стол, истошно завопил:
– Чудо! Сейчас произойдет чудо! Готовы ли вы стать его участниками? Вам предстоит главное испытание! Взгляните на себя со стороны! Сдержитесь, не спешите накидываться на мясо, как хищники. Его будет так много, что вам и не снилось! Или вы не люди, а алчные звери, жаждущие только крови убитых сородичей?
После призывов г-на Мещанинова в зал вбежали два полуголых существа, призванных изображать, по замыслу авторов, «вакха» и «вакханку». Они держали в руках по шампуру, на каждый из которых было нанизано по два-три бутерброда с ветчиной. Проглотив во время неистовых телодвижений все «изобилие еды», они вприпрыжку покинули помещение. Разочарованной публике ничего не оставалось, как послушаться советов «профессиональных халявщиков ЦДХ» и переместиться в соседний зал, где проходил «творческий вечер» группы поэтов, называющих себя «куртуазными маньеристами». Тому, у кого хватит терпения выслушать до конца продолжавшееся вот уже третий час чтение стихов, устроители обещали «налить».
Обманутый обещанием «наконец-то как следует покушать» обозреватель «М-Э», подхваченный толпой, двинулся в направлении очередного гипотетического банкета. Однако по прибытии на место выяснилось, что «маньеристы» собираются продлить литературную часть вечера по меньшей мере еще на час.
Ситуацию спасла разведка «профессиональных халявщиков», донесшая, что на втором этаже закончилась «официальная часть» выставки под названием «Современное искусство Республики Бангладеш», организованная посольством одноименного государства. Там, как удалось выяснить, после выступлений представителей Минкульта предполагается раздача еды и выпивки. В очередной раз подхваченный толпой алчущих, ваш покорный слуга оказался в эпицентре событий. Смуглолицые красавицы в сари и с родинками на лбу раздавали пластмассовые тарелочки с жареными пирожками. К национальному блюду прилагался бокал шампанского. Обозревателю «М-Э» угощение показалось вкусным, но, увы, оно мгновенно закончилось.
Тогда «халява» дружно рванула вверх в надежде наверстать упущенное у «маньеристов», которые наконец-то убедились, что остались одни в пустом зале. Утомленные обилием высокой «поэзии» слушатели разбежались, не дождавшись банкета.
Правда, «налить» обозревателю «М-Э» распорядитель застолья категорически отказался, потребовав какого-то «специального приглашения». Не помогло и редакционное удостоверение. Спасло ситуацию вмешательство руководства ЦДХ, подтвердившего, что «Дудинский – наш человек», после чего ваш покопрый слуга горделиво и с сознанием выполненного долга сжимал в кулаке пластмассовый стаканчик с «Чинзано».
«Мегаполис-Экспресс» № 25 от 28 июня 1995 года