25 мая

Пока Алина Витухновская вбивает последний гвоздь в гроб современной интеллигенции с ее постсовковым менталитетом, а общество созревает до канонизации Алининых текстов, вспомним о советской культуре и вообще специфике эпохи, которая в свое время всех нас основательно инфицировала.

Как известно, все познается в сравнении. И если вдруг появляется какая-то точка отсчета, нечто, чего мы собираемся достичь, превзойти или, скажем, уничтожить (пусть даже мысленно) именно как общественный раздражитель, то тем самым мы поневоле поднимаем объект своего внимания до уровня исторической вехи. Советская эпоха стала той печкой, от которой суждено танцевать еще не одному поколению. Она – как пуля, засевшая в нашем организме, которую без риска для жизни раненного не в силах удалить ни один хирург. Тот факт, что СССР и его аура стал главным пунктиком, видом помешательства как для упертых антисоветчиков, так и для ностальгирующих по нему патриотов, служит абсолютным подтверждением величия и исторической судьбоносности коммунистических десятилетий.

Лично я абсолютно убежден, что из всей тысячелетней (или сколько там) истории России именно эпоха СССР была наиболее адекватна экзистенции и менталитету русского человека, максимально комфортна и благотворна для нашего национального развития и воспитания гармоничной в духовном смысле личности. Особенно продуктивным был период, начавшийся с хрущевской оттепели (конец 50-х) и завершившийся с окончанием эпохи развитого социализма (начало 80-х). В тот исторический отрезок Россия стала до сих пор так и не превзойденным образцом абсолютной внутренней имперской симфонии между человеком и государством – величие державы достигло апогея, а народу были предоставлены наиболее благоприятные условия для духовного самосовершенствования.

Начать с того, что в 60-е – 70-е годы жизнь в СССР была устроена по принципу монастырской или как в ашраме. Власть денег была сведена к минимуму. Соблазны в виде излишеств практически отсутствовали. Власть строго ограничивала внешнее поведение людей, но предоставляла поистине неограниченные возможности для работы ума. Сакральные знания были скрыты от непосвященных – тем не менее чтобы получить к ним доступ, нужно было приложить определенные усилия. А что еще надо для усмирения плоти и вообще праведной жизни с ее победой внутреннего над внешним.

В самом деле. Сегодняшнее поколение вообще не может представить, как можно обходится без денег – причем жить активной, насыщенной жизнью, постоянно общаясь с десятками, а то и сотнями таких же одержимых искателей высших истин, как ты, среди сплошного, круглосуточного праздника – настоящего пира духа.

Столь благоприятная обстановка сложилась благодаря политике, которую проводила власть. Ее суть сводилась, подчеркиваю, к оптимальному соотношению внешних ограничений и внутренней свободы. Самое главное – что государство обеспечивало человеку (даже который не хотел работать) гарантированный прожиточный минимум благ, включая жилплощадь с чисто символической квартплатой. Пенсии хватало и на сытное питание, и даже еще оставалось на помощь родственникам. Самые широкие, поистине неограниченные возможности были у молодых людей, решивших посвятить себя изучению разных философских глубин. Устраиваешься каким-нибудь сторожем, оператором котельной или диспетчером по лифтам. Работа – сутки и потом трое суток полной свободы. Зарплаты с лихвой хватало и на водку, и на закуску (потому что какая эзотерика без горячительного). Причем сутки на работе тоже превращались в сплошную пьянку с многочисленными единомышленниками, которые приходили, чтобы поделиться полученными откровениями. Те, кто не хотел общаться и куролесить, могли читать Канта или изучать иностранные языки, чтобы читать вообще что угодно – хоть всю мировую философию. Все было доступно, хотя и не продавалось на лотках при входе в метро. Чтобы получить посвящение и доступ, нужно было по-настоящему захотеть.

В смысле покушать выбор был невелик, зато доступен каждому. Помню, как писал записки своим девушкам: «Я в загуле. В холодильнике полно еды. Хочешь пожарь котлеты, хочешь – свари пельмени. Свобода, блин!» Что может быть прекраснее для духовной жизни, чем ограниченный выбор и отсутствие излишеств. В сущности, весь тогдашний ассортимент доступных каждому лакомств состоял из котлет с 90-процентным содержанием хлеба и таких же по качеству пельменей. Зато сытно и всегда под рукой. Плюс, конечно же, неизменная колбаса из туалетной бумаги. Даже батюшки в церквях советовали прихожанам: «Да жрите вы в пост свою колбасу – все равно в ней нет ни грамма мяса». Поистине вечный перманентный пост, способствующий напряженной внутренней жизни и работе ума. Согласитесь, что все мистические открытия, откровения и озарения (от философских до космических), плодами которых мы пользуемся сегодня, были сделаны в ту благостную и божественную эпоху.

Тест получается объемным, поэтому, чтобы никого не утомлять, прерываюсь и обещаю продолжить тему.

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: