Представляю, с какой гордостью все, кто участвовал в Антибиеннале-4, будут говорить своим внукам, правнукам, праправнукам, прапраправнукам и так далее, что вот мол ваш дедушка, прадедушка, прапрадедушка, прапрапрадедушка (или соответственно прапрапрабабушка) лично, собственноручно закрывали ЦДХ, а вместе с ним целую эпоху в истории современного искусства. Потому что все согласятся, что ЦДХ за время своего существования успел сформировать определенный стиль, мироощущение, уникальный подход к искусству, отношение к творчеству. Согласитесь, что несколько поколений художников приходили сюда и смотрели, смотрели, смотрели. Впитывали, впитывали, впитывали. В результате все влияли на всех. А если так, то вот вам и общий стиль. Однажды во время какой-то беседы с творческой молодежью я сказал, что сейчас стать художником проще простого. Если вы абсолютно пусты внутри, если у вас нет ни одной идеи, но вы непременно жаждете самоутвердиться через изобразительное искусство, то бегите скорее в ЦДХ. Походите по его этажам. Внимательно вглядитесь в работы. Пусть они не покажутся вам такими уж шедеврами, но в любом случае что-то же, какая-то деталь непременно вас зацепит, кольнет в сердце, инфицирует вас каким-то приемом, фишкой. Количество увиденного обязательно перейдет в качество. И уверяю вас, что вы придете вечером домой и даю гарантию, что попытаетесь воплотить увиденное на холсте. Вы начнете с частности, которая вам приглянулась, воспроизведете ее, потом оттолкнетесь от нее – и пошло-поехало. Я не сомневаюсь, что таких начинающих с прогулки по ЦДХ авторов были тысячи – если не в разы больше. И многие из них стали профессиональными художниками. Так, через взаимовлияние и возникло то, что я называю «стилем ЦДХ». И когда Дом художника прекратит существование, такого неистового взаимовлияния уже не будет – негде станет инфицироваться. И одновременно вы все получите возможность наблюдать, как знакомый вам стиль на ваших глазах уходит в прошлое, а на смену ему приходит… Кто знает, что будет в постцэдэховскую эпоху. Что-то, конечно, будет. Свято место пусто не бывает. Но мы, современники и создатели уникального стиля, просто обязаны достойно проводить одно из таких «святых мест». Чтобы было потом что вспомнить и рассказать своим… Смотри начало заметки.

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: