Сегодня походил по доживающему последние месяцы ЦДХ. Общеизвестно, что в сегодняшнем мире постмодерна воровство в чести. Кто больше наворовал – тот и успешен.  Участь же мелких воришек незавидна. Их безжалостно наказывают – например, дают сроки. А крупных наоборот – ставят в пример. Мол, удачно и с умом распорядился активами. Что поделаешь, социум всегда и во все эпохи был плутократичен. Материя – она по своей природе инфицирована «злом».  Но вот что касается сферы духа, и в частности – искусства. Тут, казалось бы, чистый идеализм и все на виду. Произведение говорит само за себя. Его за банковскими счетами не спрячешь. Ан не тут-то было. В современном искусстве правит бал все то же тотальное, неприкрытое воровство. Причем кто из художников больше наворовал – тот более привлекателен для кураторов. Его раскручивают и продают за большие деньги. Сегодня, побродив по ЦДХ, я понял, в чем трагедия мелких воришек, то есть художников-неудачников. В том, что они наворовали и продолжают воровать по-мелкому. У них не хватает наглости украсть что-то солидное и фундаментальное – типа какой-нибудь отрасли промышленности. Они, как простые уличные ханыги, просто идут и подбирают все, что бросается в глаза, что валяется на дороге. По простоте душевной они не комплексуют и не парятся – мол, мы люди не местные, академиев не кончали, поэтому малюем как можем. Благо идеи – они всегда, повторяю, на виду, причем в сегодняшнем перенасыщенном информацией мире их так много, что хватит на всех. Вот таких простаков и наказывают – тем, что не замечают, не раскручивают, не допускают на территорию арт-рынка. То ли дело маститые, крупные воры – для них даже термин придумали – цитирование. Мол, какое богатое цитирование. Отсюда вывод, что в мире постмодерна ценятся не идеи, а умение грамотно воровать. И чем богаче и изощреннее «цитирование», тем больше автору почет и уважение. Крупных акул арт-рынка даже обслуживает целая свита идеологов, которые придумывают специальные термины – типа игра смыслами, использование когнитивно-концептуально-семиотических метафор, гипертекст, аллюзии, доминирование копии над подлинником и так до бесконечности. Мелким же воришкам не достается ничего кроме банальных презрительно-снисходительных упреков во «вторичности» и «плагиате». Типа, тень, знай свое место.

Увы, какой социум – такое и искусство.

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: