20 февраля

Вчера в галерее «Марс» встречался с ветеранами Малой Грузинской (речь идет о художниках). Все ужасно постарели, но так ничего и не поняли. Убеждены, что против Малой Грузинки сплели заговор и всех выбили из седла. А кто сплел – никто внятно объяснить и сформулировать не может. Все на уровне интуиции. Потому что все так и остались такими же бражниками, безумцами и идеалистами. Я не стал никому ничего объяснять, чтобы не возбуждать угасшие страсти.

На самом деле основатели московского авангарда 50-х – 70-х годов на самом деле стали жертвой тщательно спланированной операции. Их год за годом методично и целенаправленно оттесняли на задний план. А их места занимали ловкие дельцы – сначала из так называемого «левого крыла» МОСХа, а позже – их предприимчивые последователи (не хочу называть фамилий «экспертов» и «кураторов», они и без меня кому надо известны).

Собственно в противостоянии обеих тенденций – истоки всей драмы современной русской культуры. С борьбы Грузинки и формалистов из МОСХа и началось великое сражение духовного творчества и материального ремесленничества, метафизического поиска и коммерческого расчета, ответственности художника и его права на безответственность, воинствующего романтизма («задушевности») и брутального физиологизма, произведения искусства и дизайнерского «пятна», цветущей многозначительности и политиканствующего утилитаризма. Если совсем упрощенно, то можно, например, сказать, что «кабаковское» начало методично уничтожало «харитоновское».

Нет смысла говорить, что Грузинка с ее «консервативными» принципами безнадежно проиграла по всем статьям, и сегодня мы имеем то, что имеем.

Понравилась запись? Поделитесь ей в социальных сетях: